Антикризисные стратегии в национальных системах здравоохранения |
10.09.2010 г. | ||||||||
УДК: 61:614.39
Варавикова
Е.А.
Anti-crisis coping strategies for the national health systems
Ключевые слова: Системы здравоохранения; экономический кризис; антикризисные программы и подходы; эффективность расходов; защита населения; смертность; качество больничной помощи; профилактика; эффективные антикризисные программы Key words: Health systems, economic crisis, anti-crisis programs and approaches, cost-effectiveness, protection of the population, mortality, quality of hospital care, prevention, effective crisis management programsФинансовый кризис, начавшийся в июле 2007г. в США и распространившийся по всему миру, поразил и экономику России. По расчетам специалистов, глобальное здравоохранение будет преодолевать последствия рецессии до 2015 года. Глобальный по размаху, он оказал негативное влияние на здоровье людей. Результаты исследования, проводимого в Швеции при охвате 500 человек в течение года, показали, что экономическая рецессия сопровождается увеличением риска смертности мужчин. Тесная связь между экономическими трудностями и показателями самоубийств обнаружена в Японии, Новой Зеландии, Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки [12], причем повышение уровня безработицы на 3% приводило к повышению уровня смертности от самоубийств в возрасте до 65 лет на 4,45%, от злоупотребления алкоголем – на 28%. [22]. Подобное проявление кризиса не является неожиданным. Такая же реакция общества на кризис наблюдалась и в период экономического спада 1997 – 1998 гг., когда произошел существенный рост смертности по причине самоубийств в Восточном и Южно-Азиатском регионах. [9, 12, 19, 20, 24]. За один год смертность мужчин по этой причине выросла в Японии на 39%, в Гонконге – на 44%, в Южной Корее – на 45%. Смертность среди женщин тоже увеличилась, хотя и не так значительно. Опираясь на опыт прошлых лет, в некоторых странах контроль смертности, особенно преждевременной, стал рассматриваться как антикризисная стратегия. Другим негативным последствием кризиса является увеличение нищеты, связанной с ростом безработицы, ценами на продукты, топливо и пр., что, по оценкам ВОЗ, может привести к нищете дополнительно более 120 миллионов человек. [4, 6]. Особенно остро эти вопросы встают перед странами со средним и низким уровнем социально-экономического развития. Нарастание бедности неминуемо повлечет за собой ухудшение здоровья. Социальные последствия кризиса ощутимы и в области охраны здоровья. Во многих странах происходит сокращение и/или перераспределение государственных финансовых средств, сокращаются и частные источники субсидирования общественного здравоохранения. В этих сложных условиях правительства избегают непопулярных мер по снижению расходов на национальные системы здравоохранения, а сохраняя их уровень, вынужденно уменьшают объемы, техническое и кадровое обеспечение медицинской помощи, что сказывается на ее доступности и качестве. В этих условиях значительно возрастает роль антикризисного управления системами здравоохранения, которое и реализуется в странах с учетом национальных особенностей, сложившихся политических и социальных тенденций. Опыт управления здравоохранением в разных странах в кризисный период, безусловно, представляет значительный интерес для России. Стратегии, реализуемые ВБ и ВОЗ. Большое влияние на развитие ситуации оказывают антикризисные стратегии, предложенные и реализуемые Всемирным банком и Всемирной организацией здравоохранения. Практическая помощь странам со стороны Всемирного банка, прежде всего, состоит в том, что он за один год утроил количество займов, выделяемых на нужды здравоохранения, питания и народонаселения (ЗПН) с 950 до 2,9 млрд. долларов США. Стратегия ВБ по предоставлению кредитов, традиционно направленная на поддержание реформ в здравоохранении на основе развития частных инициатив, приносящих прибыль, а также на контроль над расходами государства на социальные нужды и здравоохранение, получила развитие в виде реализации антикризисных проектов, направленных на снижение бедности [1, 25]. Антикризисные рекомендации ВОЗ, прежде всего, ориентированы на сохранение и повышение эффективности социальных систем, и особенно системы здравоохранения. Для реализации данной стратегии ВОЗ предлагает:
В Докладе ВОЗ «Финансовый кризис и глобальное здравоохранение» (Женева 2009г.) в качестве тактических мер по реализации антикризисных стратегий предложены следующие [6]:
Существенную роль в развитии антикризисной методологии играет программа ВОЗ по надлежащему управлению в области лекарственных средств (НУЛС), направленная на повышение прозрачности и обеспечение доступа к лекарственным препаратам при экономии ресурсов [7]. Программа НУЛС, начавшаяся в 2004г. в четырех азиатских странах, сейчас проводится в 26 странах. Ее целью стало уменьшение масштабов коррупции в фармацевтическом секторе путем строгого соблюдения прозрачных и подотчетных административных процедур, а также стимулирование этических методов работы компаний на рынке. В странах были созданы центры фармацевтической информации, с помощью которых осуществлялось информирование больниц об уровне цен. В соответствии с антикризисной стратегией ВОЗ, системы здравоохранения должны продолжать действовать в рамках генеральной политики ВОЗ, направленной на предоставление основной помощи для всех, тем самым способствовать росту человеческого капитала и благосостояния общества, действуя в качестве активной экономической силы по преодолению кризисных явлений [7]. Нацеленность ВОЗ на сохранение бюджета на здравоохранение на докризисном уровне в качестве непременного условия сохранения здоровья и преодоления социально-экономических последствий кризиса, обусловлено широко используемой рядом стран стратегией снижения социальных расходов. Антикризисные стратегии стран ОСЭС и ЕС В странах Европы возникшие за счет кризиса дефициты бюджетов часто компенсируются сокращением затрат на социальную сферу. Так, в Испании сокращение бюджета на 15 млрд. евро привело к замораживанию зарплат, пенсий, реформе рынка труда, сокращению кадров, в том числе в здравоохранении. В Великобритании необходимость экономии бюджета на 20 млрд. фунтов стерлингов, в течение следующих четырех лет приведет к снижению бюджета здравоохранения на 10% [8]. Это, в первую очередь, коснется сокращения медицинских кадров. Больничные трасты уже объявили о готовящемся сокращении на первом этапе 650 врачебных и 2000 сестринских должностей. В целях усиления поддержки врачей первичной медицинской помощи Конференция менеджеров (Ливерпуль, 2010г.) рекомендовала проведение «мягкой» реструктуризации системы оказания помощи путем сокращения «дорогих» коек в стационарах, исключения ненужных операций, укрепления первичной медицинской помощи (ПМП) [14]. Такое внимательное отношение к ПМП объясняется общегосударственными интересами, определяемыми научно доказанным влиянием уровня развития первичной помощи на снижение преждевременной смертности от ряда заболеваний [9, 12, 15, 19]. Другим направлением антикризисных стратегий, реализуемых странами ОСЭР, является эффективное использование финансовых средств [21]. В целях экономии затрат, например, Австралия, Новая Зеландия осуществляют оплату лекарственных препаратов с учетом критерия экономической эффективности. Затраты на препараты, не являющиеся экономически эффективными, не подлежат возмещению. В большинстве стран осуществляются профилактические мероприятия: проводится массовый скрининг на выявление таких заболеваний, как рак молочной железы и рак шейки матки, обсуждается целесообразность программ по раннему выявлению рака кишечника. Наиболее широко этот подход используется в Англии и Швеции [4, 6]. Считается, что большие возможности для расширения профилактики на уровне общеврачебной практики имеют страны, обладающие жесткой системой контроля доступа к специализированной помощи. Антикризисные программы в здравоохранении США. Основные направления антикризисных стратегий в США определяются привлечением федерального Правительства к «разруливанию» ситуации с неконтролируемым ростом расходов здравоохранения. В США, как ни в какой другой стране мира, кризисный период политически использован для проведения крупнейшей в истории страны реформы здравоохранения по обеспечению права каждого гражданина на доступное медицинское страхование. Ожидается, что эта реформа позволит снизить дефицит бюджета на 143 млрд. долл. В 2010 – 2019 г.г. и на 0,5% ВВП в период 2020 – 2029 гг. [3]. Сегодняшние направления антикризисной деятельности связаны с контролем расходов на лекарственные средства (повышением их доступности) за счет увеличения объема продаж. В целях снижения риска потери качества стационарной помощи, а также угрозы закрытия больниц из-за уменьшения объема госпитализаций руководители больниц предлагают федеральному правительству разработать программу сохранения рабочих мест в больницах [23]. В государственной поддержке также нуждаются местные учреждения общественного здравоохранения и профилактические программы. Общество ожидает радикальных действий от федеральных властей в преодолении кризисных последствий в здравоохранении. Это обусловлено тем, что здравоохранение США – самая большая индустрия страны, которая в условиях кризиса способна обанкротить всю национальную экономику. К предпринимаемым конкретным мерам относится создание электронной сети здравоохранения для устойчивой экономии бюджетных средств и резкого повышения эффективности здравоохраненияi [17]. Другим решением является поддержка существующих «сетей безопасности», позволяющих людям, не имеющим работу и медицинскую страховку получать медицинскую помощь, а больницам, оказавшим им помощь, получать оплату произведенных услуг. По законам США любой человек, нуждающийся в неотложной медицинской помощи, должен ее получить, несмотря на свой статус страхования. Источники оплаты такого лечения включают в себя: федеральные программы и финансирование штата, благотворительные фонды, распределение стоимости некоторых услуг среди всех больных, повышение стоимости сервисных услуг и т.п. [16]. Опыт антикризисного управления в странах Азии и Латинской Америки Острый кризис приостановил экономическое и социальное развитие Индонезии, Малайзии и Таиланда и отразился на здоровье населения [12, 19, 20, 24]. Так, экономический кризис в Таиланде, резко увеличил уровень бедности в стране (54% из миллиона бедняков впали в крайнюю бедность). Расходы на здравоохранение в бедных домохозяйствах сократились почти на четверть, люди перешли на самолечение. Вместе с тем государство сохранило контроль иммунизации населения, однако эффективность этих программ снизилась, что отразилось на росте показателей заболеваемости дифтерией, коклюшем, малярией [24]. Существенный урон финансированию здравоохранения Таиланда наносит коррупция, в результате которой теряется 10-25% расходов на государственные закупки [7, 26]. Особенно это касается фармацевтической продукции. Рост цен на фармацевтические средства представляет реальную угрозу закрытия больниц в системе Министерства общественного здравоохранения. Поэтому проблема реформирования фармацевтической отрасли имеет первостепенное значение. Меры, предпринятые правительством касаются ограничения видов и количества лекарственных средств в резервных запасах больниц, а также посредством создания групповых схем закупок лекарственных средств на уровне провинций и учреждения центра фармацевтической информации для обеспечения обмена лекарственными препаратами между больницами. Позитивными проявлениями кризиса стало прекращение оттока специалистов в частный сектор и переход от широкого использования патентованных лекарств на дженерики. В то время как правительства Таиланда и Индонезии последовали жестким предписаниям Всемирного банка, и, в числе прочих мер, резко сократили государственные расходы на социальные нужды и нужды здравоохранения (несмотря на резкий рост безработицы), Малайзия выбрала иной путь, позволивший избежать роста смертности населения, отмечавшегося в Таиланде и Индонезии. Сравнение стратегий по выходу из кризиса, анализ эпидемиологических и социально-экономических показателей этих стран позволяют сделать вывод о минимизации последствий экономического шока для населения Малайзии, что удалось добиться при помощи сохранения государственных субсидий и поддержания социальных «сетей безопасности» [19, 26]. В Аргентине, пережившей острый экономический кризис 2001-2002 гг., кризис вызвал внутри системы здравоохранения быстрое и значительное перераспределение средств и медицинских услуг [10, 11]. При общем сокращении объема средств в системе, они перераспределились в наиболее финансово емкие секторы (больничная помощь, диагностика). Значительная часть бедного населения потеряла доступ к медицинским услугам, и они стали достоянием более благополучных граждан страны. При анализе ситуации был сделан вывод о том, что аргентинская система здравоохранения уязвима к экономическим спадам главным образом из-за прочной связи между медицинским страхованием и занятостью населения, и высокой зависимости от индивидуальных платежей пациентов. В ходе последовавших реформ здравоохранения были учтены некоторые уроки кризиса. Был внедрен единый базовый пакет медицинских услуг. Обсуждается задача мониторирования доступа к медицинским услугам. В сложившихся условиях особое значение имеет анализ опыта эффективного антикризисного управления в отдельных странах. Прежде всего, это касается Кубы и Сингапура. Куба, находящаяся в многолетней финансовой, экономической и торговой блокаде, т.е. живущая в условиях долгосрочного кризиса, имеет эффективное здравоохранение, превышающее по уровню многие страны, находящиеся в более благоприятных условиях. Продолжительность жизни населения острова Свободы по оценкам ООН на 2009 год - одна из самых высоких в регионе – 77,45 лет для всего населения (в США – 78,11 лет). У мужчин она достигает 75,9 лет, у женщин -79,85 лет. Показатели здоровья кубинцев соответствуют или превосходят показатели развитых стран по низкой младенческой и материнской смертности и высокой продолжительности жизни. В мировом рейтинге здравоохранения Куба заняла 34-е место, опережая многие страны, включая и экономически развитые[13, 18]. Государственная система здравоохранения несет на себе полную финансовую и административную ответственность за оказание медицинской помощи всем гражданам. Система здравоохранения гарантирует доступную интегрированную и эффективную лечебную помощь, особо уделяя внимание профилактике, активно действует триединый подход – медицинская, психологическая и социальная помощь, оказываемые одновременно. Различные уровни медицинской помощи эффективно взаимодействуют между собой. Сбалансированное развитие системы привело к созданию сильной и разветвленной сети учреждений – от врачебного кабинета до высокоспециализированной больницы, насыщенных базовыми технологиями, грамотным персоналом. Местное производство диагностических и лекарственных средств покрывает 85% потребностей страны, включая антиретровирусные и цитостатические средства. Куба одной из первых глубоко внедрила информационные технологии в систему здравоохранения, была создана единая компьютеризированная система. Финансирование осуществляется в основном за счет бюджета. На Кубе не разрешены частные больницы и клиники. Реальным дополнительным источником в последнее время становится быстро развивающийся медицинский туризм. Ежегодно лечение проходят более 6000 человек [18]. Несмотря на серьезные бюджетные ограничения, в стране выделяются значительные средства на научные исследования, связанные со здоровьем человека, в частности в сфере биотехнологий и генной инженерии, производства вакцин и многочисленных медикаментов. Реализация такого подхода стала возможной благодаря наличию большого количества специалистов высокой квалификации, подготовленных в рамках национальной системы образования. В основе достижений кубинского здравоохранения лежит созданная в стране система обучения врачей. Кадровые ресурсы здравоохранения насчитывают 447023 работника, что составляет около 7% населения трудоспособного возраста, из них более 70% - женщины. В 2005 году в стране функционировала 21 медицинская, 4 стоматологические и 4 медсестринские школы [18, 27]. Вместе с тем, тяжелое экономическое положение страны сказывается на секторе здравоохранения. Наиболее острой проблемой, связанной с недофинсированием, является чрезвычайно низкий уровень оплаты труда медицинских работников. Опыт Кубы показывает, что благодаря развитию кадрового потенциала в секторе здравоохранения даже в условиях долгосрочного экономического кризиса и жестко ограниченных ресурсов, здравоохранение при условии четкого управления в состоянии обеспечивать высокий уровень здоровья населения. В отличие от Кубы, Сингапур демонстрирует редкий случай, когда эффективное управление в условиях кризиса, позволяет не только удержаться на докризисном уровне, но и осуществить рывок в будущее [2, 5]. Система здравоохранения Сингапура, по данным ВОЗ, признана лучшей в Азии и одной из лучших в мире. Истоки этого чуда заложены в кризисе 1997 г., когда Правительство с целью выхода из кризиса, используя достижения в микроэлектронике, сделало ставку на развитие биологии, биотехнологии и медицины. Огромные инвестиции вкладывались крупными производителями лекарств. В июне 2000г. в Сингапуре начала действовать программа в области биомедицины. В кратчайшие сроки была создана система управления развитием биомедицины. Не имея собственных научных традиций, Сингапур пошел по пути привлечения специалистов со всего мира. В стране работает Агентство по науке, технологии и исследованиям, Совет экономического развития и Международный консультационный совет, в который входят ученые с мировыми именами и даже лауреаты Нобелевской премии. В результате был создан уникальный научный центр «Биополис», крупнейший в мире биотехнологический кластер, в рамках которого работают девять НИИ биотехнологической и фармацевтической направленности. Штат сотрудников насчитывает около 4 тыс. исследователей. В результате к кризису 2007г. Сингапур подошел с быстро и эффективно развивающимся производством биомедицинских товаров. Этот рост вызван успехами науки и существенными налоговыми льготами и поощрениями, что стимулирует многих гигантов фармацевтики и биотехнологии к переносу своих производств в Сингапур. Благодаря высокому уровню медицинской помощи, страна становится одним из центров медицинского туризма. Заключение. Финансово-экономический кризис, широко охвативший весь мир и оказавший негативное влияние на положение населения во многих странах, сказался и на снижении уровня здоровья населения, способствовал росту смертности в отдельных группах трудоспособного населения. Влияние кризиса на состояние систем здравоохранения отразилось в снижении бюджетного финансирования, что повлекло снижение доступности помощи для значительной части населения, рост самолечения, сокращение различных профилактических программ, вырос риск потери качества медицинского обслуживания из-за увеличения обращаемости населения при снижения объемов платной помощи. В условиях глобального кризиса значительно возросло влияние международных организаций на национальные системы здравоохранения, таких как ВБ и ВОЗ, осуществляющих антикризисную политику. Если ВБ ориентирован на оказание финансовой поддержки странам и расширение частного сектора здравоохранения, то ВОЗ в качестве основных направлений преодоления социальных последствий кризиса рекомендовала повышение доступности первичного звена здравоохранения, мониторинг и моделирование кризисных явлений, лидерство в отстаивании интересов сектора здравоохранения и повышение эффективности деятельности системы здравоохранения. Специфика антикризисных стратегий правительств многих стран, наиболее благополучно переживающих кризис, проявилась в преимущественной поддержке первичной медицинской помощи, в контроле над состоянием рынка фармацевтической продукции, введении ограничений для коррупции, усилении контроля доступа к специализированной помощи, а также за счет государственной помощи наиболее нуждающейся части населения. Исключительный интерес функционирования систем здравоохранения в условиях кризиса представляет опыт Кубы и Сингапура – стран, создавших национальные системы здравоохранения, по уровню внутрисистемной организации и качеству оказываемой помощи опередивших многие значительно более благополучные государства. Результат высоких достижений кубинского здравоохранения во – многом определяется системой подготовки и развития медицинских кадров, в Сингапуре – развитием новых научных направлений и передовых технологий. Список литературы
i В ЕС также планируется развитие этого направления - «электронного здоровья» Просмотров: 25594
Добавить комментарий
|
||||||||
Последнее обновление ( 16.09.2010 г. ) |
« Пред. | След. » |
---|